Как принцесса Диана заставила говорить о ВИЧ весь мир?

КАК ПРИНЦЕССА ДИАНА ЗАСТАВИЛА ГОВОРИТЬ О ВИЧ ВЕСЬ МИР ?

Для занятия благотворительностью у высших английских кругов всегда хватало социально одобряемых тем — дети, старики, люди с инвалидностью, искусство. Редко кто из членов королевской семьи выбирал стигматизированные проблемы для своей общественной деятельности. Принцесса Диана, о которой весь мир узнал в 1981 году, когда она вышла замуж за наследника британской короны, не просто занялась вопросами ВИЧ-инфекции. Она сделала их одной из главных тем своей публичной активности.

В апреле 1987-го Диана приняла участие в открытии первого в Великобритании отделения по лечению СПИДа. Приехала принцесса Диана пожала руку двенадцати пациентам. На фотографию согласился только один мужчина и то со спины. Но для общественного резонанса и этого было достаточно. Фотография разлетелась по всему миру. В то время Диана уже была невероятно популярна, и каждое ее действие приковывало общественное внимание.

Розалинд Ковард приводит в своей книги «Диана: Портрет» слова баронессы Джей, основательницы Национального фонда борьбы со СПИДом: «Все обратили внимание на то, что она не надела перчаток! Это заметили все, и журналисты сообщили об этом во всех своих статьях. В тот момент мы поняли, какое огромное влияние она оказывает на настроения общества — а ведь тогда она еще не обрела полной силы…»

Фотограф Артур Эдвардс, присутствовавший на том мероприятии, рассказывал: «Это была ее магия, ее очарование. Люди смотрели на фотографии и понимали, что мы совершенно неправильно воспринимаем ВИЧ. Диана смогла пойти против “старой гвардии” Букингемского дворца, и одна, своими руками, снять бесчестье и позор с больных СПИДом».

Перед Дианой стояла двойная задача. Британские СМИ либо замалчивали эпидемию ВИЧ-инфекции, либо писали о ней исключительно как о болезни геев. Диане нужно было изменить общественные настроения в отношении ВИЧ-положительных представителей ЛГБТ-сообщества и донести до остального общества, что вирус представляет опасность для всех людей вне зависимости от их сексуальности, пола, возраста, социального и семейного положения. Диана понимала, что ВИЧ-инфекция не только медицинский вопрос, но и социальный. ВИЧ-положительные люди исключались из общества, после диагноза они становились изгоями даже для своих семей.

Для Дианы тема ВИЧ-инфекции также стала личной, потому что многие ее знакомые из сферы шоу-бизнеса и моды либо сами заболевали, либо ухаживали за своими умирающими партнерами. ЛГБТ-сообщество любило Диану, и она платила той же монетой. Диану воодушевляло, что ЛГБТ-люди живут как хотят и как чувствуют вопреки общественному осуждению, и в этом она чувствовала свою общность с угнетенным сообществом. Принцессу не принимала такой, какая она была, королевская семья и дворцовые чиновники. Из-за этого она чувствовала себя очень одинокой, и из-за этого она столько сил вкладывала в помощь другим людям.

Тема ВИЧ-инфекции стала для Дианы серьезным шагом в ее личностном становлении. Это было ее первым серьезным заявлением. Она уже давно знала о том, что притягивает много внимания СМИ, но теперь она поняла, что может направлять это внимание на сложные табуированные темы. Чем она и занималась до самой своей гибели.

В феврале 1989 года в рамках своей официальной поездки в США Диана посетила Больничный центр Гарлема. Она вновь решила повторить совершенное три года назад в Британии. Она обняла ВИЧ-положительного ребенка (реконструкцию данного эпизода можно увидеть в 9 серии 4 сезона сериала «Корона»). Этот снимок также приобрел всемирную славу, благодаря чему множество людей впервые узнали, что ВИЧ-инфекция может быть и у детей. Как позже отмечал руководитель отделения, им стали звонить люди с желанием взять на воспитание ВИЧ-положительных детей, от которых отказались в больнице родители.

Диана хотела не просто говорить о том, что люди, живущие с ВИЧ, не опасны для окружающих, она это хотела демонстрировать своим поведением. Отсюда все эти многочисленные фотографии и видео, на которых Диана обнимается и жмет руки, в том числе людям, умирающим от СПИДа. Она смеялась и шутила, посещая больницы, и там самым посылала другим людям сигнал: «Я чувствую себя в безопасности, я не боюсь, не бойтесь и вы».

Позже принцесса Диана стала президентом Национального фонда по борьбе со СПИДом. Принимала участие в многочисленных благотворительных вечерах и концертах, целью которых был сбор средств на помощь людям, живущим с ВИЧ. Во время своих международных поездок Диана также старалась посетить больницы и центры помощи ВИЧ-положительным. Принцесса понимала, что подобные визиты привлекают внимание местных СМИ и тем самым способствуют снижению стигмы.

Диана выступала и на конференциях, посвященных вопросам ВИЧ-инфекции. Одно из самых ее ярких выступлений на эту тему состоялось в 1991-м на конференции, посвященной ВИЧ-положительным детям: «ВИЧ не делает людей опасными для тех, кто с ними встречается. Вы можете пожимать им руки и обнимать их. Одни небеса знают, как это им нужно».

Во всех публичных выступлениях Диана обозначала, что от ВИЧ-инфекции не застрахован никто и что люди, получившие этот диагноз, заслуживают уважения и заботы.