Профилактика суицида среди несовершеннолетних

Профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних – система государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития у детей и подростков суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов). В рамках работы по предотвращению суицидального поведения у несовершеннолетних принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика – это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска. 

 

Система мер по предотвращению и профилактике суицида среди детей и подростков включает:

1. Изучение современной ситуации развития детей и подростков, составление содержательной характеристики социально-психологических проблем детства, определение комплекса задач профилактической работы. Профилактика суицида среди детей и подростков – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер как организационно-методического, так и научноисследовательского характера:  объединение усилий специалистов разного профиля по созданию единой программы помощи детям; 29  разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем в учреждениях разных типов и видов;  выработка рекомендаций по психолого-педагогической и социальнопсихологической поддержке ребенка и оказанию помощи специалистам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;  обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развития эмпатии, рефлексии, развитию по преодолению страхов и барьеров, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;  привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие центры и органы образования и социального обслуживания населения;  широкое использование средств массовой информации и др.

2. Создание и реализация в учреждениях, работающих с несовершеннолетними, программы профилактики суицида среди детей и подростков с обоснованием и следующими разделами:  развитие нормативно-правовой базы: анализ и приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой базы учреждения.  кадровое обеспечение:  обеспечение кадрами, осуществляющими профилактическую работу;  повышение квалификации кадров по проблеме;  включение в повестку советов, совещаний, семинаров вопросов совершенствования технологий сопровождения развития несовершеннолетних различных категорий на разных возрастных этапах, организации работы с семьей;  разработка и реализация обучающих семинаров по вопросам психолого-педагогической и социально-психологической поддержки несовершеннолетних, формирования у них навыков здорового образа жизни и адаптивных качеств личности, взаимодействия с семьей, организации работы с детьми и подростками по месту жительства, взаимодействия с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и детьми с ограниченными возможностями здоровья и т. д.;  разработка памяток и методических рекомендаций.

Информационное обеспечение:  создание в учреждении единого культурно-образовательного и профилактического пространства;  оформление информационных стендов с адресами и телефонами наркологической службы, центров медицинской профилактики, центров социально-психологической помощи, телефонов доверия;  выпуск печатной продукции, освещающей вопросы семейного воспитания, содержащей советы для детей и родителей, формирующей основы правовой культуры и здорового образа жизни.  создание системы межведомственного взаимодействия:  осуществление сотрудничества с учреждениями образования, социальной защиты, медицинскими учреждениями, правоохранительными органами, службами спасения и т. д. в решении проблем воспитания подрастающего поколения;  проведение конкурсов, фестивалей, направленных на развитие, поддержку способных и одаренных детей, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей группы риска, детей-сирот.  совершенствование содержания и форм профилактики:  совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, социальных работников, медицинских работников по выявлению, психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих личностные проблемы, нарушения физического, психического здоровья, отклонения в поведении;  диагностика суицидального риска с целью выявления несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;  внедрение в практику работы с несовершеннолетними современных групповых (в т. ч. тренинговых) и индивидуальных профилактических технологий;  проведение систематических занятий, направленных на формирование позитивного образа «Я», принятие уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей, повышения стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте существующих, усвоение и принятие

социально одобряемых норм поведения ценностных ориентаций, развитие милосердия и т. д.  вовлечение несовершеннолетних в деятельность кружков, клубов, секций, объединений системы дополнительного образования;  организация взаимодействия с семьей: изучение запросов и потребностей родителей, привлечение родителей к организации воспитательных и профилактических мероприятий и др.;  организация работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.  развитие детского движения:  привлечение кадрового потенциала (психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги) к организации детского движения;  разработка и использование различных моделей организации детского движения;  реализация лидерского и творческого потенциала детей и подростков в организации социально значимой и досуговой деятельности;  разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и стимулированию лидеров детского движения.  Обеспечение организации работы по месту жительства:  улучшение качества организации досуга детей и подростков по месту жительства;  организация социально значимой деятельности;  интеграция семейного, общественного и государственного воспитания.

3. Организация помощи детям группы риска:  организация психолого-педагогической помощи:  создание благоприятных условий для развития личности ребенка;  постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;  создание положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности детей и подростков, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;

Организация медицинской помощи:  проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами несовершеннолетних с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера;  половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.  Организация социально-психологической помощи:  изучение психологического своеобразия несовершеннолетних, особенностей их жизни и воспитания, отношения к обучению, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития;  выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах, а также психологическое консультирование их родителей;  сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции;  анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции.  Организация занятости и творческого досуга:  изучение интересов и способностей детей и подростков, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;  организация для детей и подростков, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых лагерей и групп дневного пребывания.